19-03-2013

Сетевики игнорируют жителей Ленобласти несколько лет

 

  • С какими итогами Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области подошло к середине отчетного года? Какая тенденция наметилась в работе с нарушителями законодательства?
  1. С конца 2011 и за первое полугодие 2012 продолжается рост количества заявлений от граждан с вопросами по технологическому присоединению на территории Ленинградской области. Проблема у граждан прежняя: не присоединяют. Но если раньше сетевые организации уклонялись от обязанности заключить договор на подключение новых потребителей, то в этом году наметилась другая тенденция: компании просто не выполняют свои обязательства по уже заключенным договорам. И таких заявлений очень много.
  • По какой причине наблюдается такое бездействие?
  1. Мы сейчас разбираемся с этим вопросом. Есть ли здесь осознанное бездействие, которое может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением, либо это связано с недобросовестными подрядчиками, которые по каким-то причинам не выполняют работы по договорам. Либо есть какие-то проблемы при работе с органами местного самоуправления, например, не удается получить разрешение на землеотвод под строительство подстанций.
  • На ваш взгляд, какая все-таки основная причина неисполнения заявок потребителей?
  1. Важнейшим условием является соблюдение порядка при проведении закупок, основной принцип которых – конкурсный отбор подрядчиков. И в этой части могут быть злоупотребления, которые приводят как раз к тому, что многие подрядчики не выполняют условий договора: нарушают сроки или просто бросают объекты. Сетевым организациям приходится передавать эти подряды другим организациям. В результате – общий срок выполнения работ увеличивается, что ущемляет интересы потребителей. К конкуренции это, на первый взгляд, имеет мало отношения, но мы, со своей стороны, оцениваем действия сетевых организаций, как доминирующих хозсубъектов, которые обеспечивают доступ к услуге по электроснабжению не только юридическим, но и физическим лицам.
  • Компании, как мы видим, начали бороться с «черными» подрядчиками, разрывать с ними контракты…
  1. Публикации о недобросовестных подрядчиках были, а где ответственность? Кто отвечает за то, что не был исполнен контракт? Необходимо на наш взгляд создать «реестр недобросовестных подрядчиков», и опубликовать в открытом доступе в сети интернет. Как известно, стандартами раскрытия информации предусмотрена публичность процесса присоединения. Потребитель должен видеть, как исполняют его заявку. Он должен также знать, с кем заключен договор на реализацию его подключения. Кроме того, список должен быть персонифицированным. То есть, руководители этих организаций, их контактная информация и координаты должны быть известны всем. Почему бы нет? И закон о персональных данных не будет нарушен.
  • Где большое количество нарушений: при подключении физических или юридических лиц? И с чем это связано?
  1. Чаще всего заявления поступают от физических лиц. Но есть случаи, когда хозяйствующие субъекты жалуются на неправомерные действия со стороны сетевых организаций. Тарифы при подключении либо завышены, либо идет навязывание невыгодных условий договора. Однако такая ситуация встречается не часто. Договоры с юридическими лицами носят коммерческий характер и цена вопроса больше 550 рублей, которые предусмотрены для физических лиц. Крупные клиенты платят реальные деньги — и понятно, что сетевая организация готова выполнить работу в срок.
  • В июне многие сетевые организации провели заседания акционеров, на которых отчитывались об итогах своей работы за минувший год. По мнению представителей компаний, они успешно исполняют обязательства по подключению новых потребителей.
  1. Конечно, сетевые компании имеют право говорить о том, что сроки подключений сокращаются, а количество заявок увеличивается. Но, тем не менее, мы рассматриваем конкретные случаи нарушений, которых достаточно много. Большинство договоров, по которым поступили жалобы, были еще заключены в 2009 и 2010 годах. Срок по ним уже вышел! Вот уже несколько лет люди не могут реализовать законное право на электроэнергию. То есть, заявка 2009 года должна была попасть в инвестиционную программу как минимум 2010 года, в крайнем случае в 2011. Но мы ее не видим даже в 2012. Сейчас ждем, когда сетевые компании предоставят корректировки программ подключений и объяснят нам сложившуюся ситуацию.
  • Зачастую компания пытается объяснить срыв сроков работа тем, что деятельность по техприсоединению убыточна и тариф не покрывает расходы сетевых организаций.
  1. Можно конечно рассматривать причину неподключения новых потребителей и с этой стороны. Но, как известно, тарифы у нас не снижаются. Для потребителей они растут. На протяжении 2010-2011 российское правительство корректировало тариф по техприсоединению на федеральном уровне. Однако, в любом случае, при формировании тарифов предусмотрены механизмы компенсации сетевым организациям выпадающих доходов от присоединения льготных категорий потребителей.
  • А сбытовые организации также нарушают антимонопольное законодательство?
  1. В отношении двух из гарантирующих поставщиков, действующих на территории Ленобласти: «Петербургская сбытовая компания» (доля на рынке около 70%) и «РКС-Энерго» (около 20%) периодически поступают жалобы. Например, мы только что закончили рассмотрение дела в отношении Петербургской сбытовой компании. Дело пришлось закрыть, так как мы выяснили, что заявители действительно не смогли предоставить весь пакет документов для заключения прямого договора. Несмотря на это, тему возможных нарушений со сторон сбытовых компаний мы изучили и руководство компаний немного «расшевелили». Теперь сбытовые организации будут отвечать на заявки потребителей более обоснованно.
  • А в отношении «РКС-Энерго» тоже наблюдались похожие нарушения?
  1. В мае в отношении «РКС-Энерго» было возбуждено дело, связанное с приемкой приборов учета в эксплуатацию у граждан. Взимание платы за осуществление этой процедуры неправомерно. Могут оплачиваться какие-то иные услуги. Когда мы узнаем о таких нарушениях — мы, естественно, возбуждаем дела. Сейчас мы направили запрос в «РКС-Энерго» с требованием объяснить их позицию.

 

Авторизация