13-10-2014

США и Россия поделят рынок сжиженного газа

Алексей Кириченко

По прогнозам нефтегазовых экспертов, спрос на сжиженный природный газ (СПГ) увеличится на 30 % к 2030 году – до 350 млн тонн в год. При этом основная конкурентная борьба развернется между Россией и США, чьи СПГ-проекты имеют самую высокую рентабельность.  

США и Россия поделят рынок сжиженного газа Фото: Reuters

Рынок СПГ сформировался в связи с геополитическими событиями последних 5-6 лет. «Во-первых, произошла «сланцевая революция» в США, которая позволила удовлетворить потребность в энергоносителях на внутреннем рынке и практически ограничить импорт СПГ. Во-вторых, Европа так и не смогла оправиться от стагнации спроса на газ после мирового финансового кризиса 2008 года. С другой стороны, большие объемы СПГ были перенаправлены на азиатский рынок, крупнейшим из которых стала Япония», – заявил на «Газовом форуме» старший партнер международной консалтинговой компании McKinsey Георгий Кобулия. По его словам, спрос появился после аварии на атомной станции «Фукусима», и этот фактор предотвратил существенное падение цен на газ в целом.

К 2030 году McKinsey прогнозирует рост спроса на СПГ до 350 млн тонн в год. «Доля СПГ возрастет с 9% общемирового потребления до 13%. Этот рост существенно опередит спрос на газ в целом», – утверждает господин Кобулия. Прежде всего, говорит он, объемы СПГ будет наращивать Китай, который сейчас переводит угольную генерацию в газовую из-за экологических соображений. По данным международной группы СПГ-импортеров (GIIGNL), в прошлом году доля Поднебесной на мировом рынке СПГ составила 7,5% или 17,8 млн тонн.

Вторым рынком по величине станет Европа, которой из-за политических факторов необходимо снизить зависимость от российского трубопроводного газа. Здесь наблюдается обратная тенденция: спрос на СПГ в 2013 году уменьшился на 28,5% – до 34 млн тонн (по данным GIIGNL). При этом как сообщало Live-Energo, на прошлый год в Европе насчитывалось 22 регазификационных терминала общей мощностью до 198,6 млрд кубометров в год, а до 2020 года их количество может увеличиться еще на 15 штук.

«СПГ станет привлекательным не только как альтернатива газу, но и как альтернатива нефти в таких секторах, как газомоторное топливо для крупнотоннажных грузовиков и морских суден», – отмечает директор по исследованиям компании IHS Cambridge Energy Research Associates Виталий Ермаков. В частности, СПГ сможет удачно конкурировать с дизельным топливом, так как его цена выше в 2-3 раза при аналогичных расходах.

Структура потребления СПГ по регионам в 2013 году

 

Эксперты прогнозируют, что основная конкуренция за спрос на СПГ развернется между Россией и США, исходя из себестоимости его производства, от чего зависит цена поставок для конечного потребителя. Сейчас она составляет в среднем в Европе $10 за per MmBTU (британских термальных единиц), в Японии – $15 за per MmBTU.

По данным McKinsey, США является самым конкурентоспособным рынком – себестоимость СПГ $8,5-9,5 за per MmBTU. В то же время там построено восемь регазификационных терминалов, которые можно конвертировать в СПГ-заводы, а значит, быстро увеличить объем экспорта. Сейчас американские власти препятствуют этому процессу, не выдавая лицензии на экспорт, чтобы сдержать цены на газ на внутреннем рынке в целях роста экономики. Однако до 2020 года лицензии получат пять проектов суммарной мощностью до 60 млн тонн в год. Крупнейшими из них станут СПГ-заводы Sabine Pass и Lake Charles – мощность 18 и 16,5 млн тонн в год соответственно. В McKinsey полагают, что из-за геополитических факторов часть этого объема будет направлена на Европу, а в целом предложение достигнет 100 млн тонн к 2030 году.

Высокие перспективы у России, так как ее СПГ-проекты с учетом налоговых льгот близки по себестоимости к США – $10-13 за per MmBTU. Более того, правительство пошло на либерализацию экспорта в отношении нефтегазовых гигантов ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Роснефть» в прошлом году. «СПГ поможет России в реализации масштабной трубопроводной стратегии на азиатских рынках», – объясняет господин Ермаков. Так, единственный действующий СПГ-завод в России «Сахалин-2» (основные акционеры ОАО «Газпром» и британская Shell) мощностью до 10 млн тонн в год направлен на рынки Китая и Японии. На них аналогично будут ориентироваться НОВАТЭК со строящимся заводом «Ямал-СПГ» (мощность до 16,5 млн тонн в год), «Роснефть» с анонсированным «Сахалин-1» (мощность 5 млн тонн в год) и «Газпром» с «Владивосток-СПГ» (мощность 10 млн тонн в год). Исключением станет запланированный проект монополии «Балтийский СПГ» (мощность 10 млн тонн в год), который выйдет на европейский рынок до 2020 года. В перспективе Россия сможет экспортировать 40-50 млн тонн сжиженного газа, обобщают в McKinsey.

Ближайшим российским конкурентом по себестоимости СПГ станет Африка (Нигерия, Новая Гвинея, Экваториальная Гвинея), но наибольшие объемы в этом десятилетии будут у Австралии. Уже существующие мощности СПГ-заводов там достигают 35 млн тонн в год, а проекты, которые будут осуществлены до 2017 года, дадут еще свыше 60 млн тонн. Впрочем, эксперты считают, что это рынок проиграет конкуренцию вследствие высоких затрат по производству СПГ – $18 за per MmBTU. «Инфляция затрат по отдельным австралийским проектам составила от 30 до 60% от изначально заявленного уровня. Это связано с большим количеством одновременно запускаемых заводов. В частности, возникло ограничение по квалифицированной рабочей силе и по оборудованию», – говорит господин Ермаков. К примеру, в 2009 год проект Gorgon мощностью до 15,6 млн тонн оценивался в $37 млрд, а сейчас стоит $54 млрд.

Основные экспортеры СПГ до 2030 года

ПРЕДЫДУЩАЯ НОВОСТЬ
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
Новости
Все новости

Интервью
Автомобилистам
"Татнефть" открыла электрозаправку в Казани
"Татнефть" открыла электрозаправку в Казани
27-05-2016

Инновационная АЗС начала работу в технополисе "Химград"

"Лукойл" стал поставщиком масел для MAN
"Лукойл" стал поставщиком масел для MAN
25-03-2016

Поставки смазочных материалов ЛУКОЙЛ для ведущего немецкого производителя грузовых автомобилей и автобусов будут осуществляться дочерним компаниям MAN, а также их партнерским сервисным центрам.

"Татнефть" заправит автобусы Петербурга
"Татнефть" заправит автобусы Петербурга
22-03-2016

Балтийский филиал «Татнефть-АЗС-Запад» станет поставщиком топлива для крупнейшего питерского перевозчика

Цитаты

Нефтяное проклятие — это, в общем, то, что дает нам кусок хлеба. Не было бы этого нефтяного проклятия, где бы мы были?

Герман Греф
Инфографика
Все статьи

Авторизация