15-12-2014

«Газпром» теряет внутренний рынок

Доля независимых поставщиков на российском газовом рынке достигла 28%. ОАО «Газпром», чьи продажи из-за этого упали, предлагает компаниям брать на себя часть затрат по газификации регионов. Частный бизнес не против, но лишь при условии демонополизации «Газпрома».

«Газпром» теряет внутренний рынок Фото: AFP

На прошлой неделе зампред «Газпрома» Валерий Голубев сообщил, что в 2013 году независимые поставщики охватили 28% внутреннего рынка (или около 90 млрд кубометров), увеличив долю своего присутствия с 2012 года на 7%. За это время продажи «Газпрома» в России, наоборот, упали на 9% – до 228 млрд кубометров. «Сейчас независимые производители получают самых крупных и платежеспособных потребителей, так как, в отличие от нас, имеют право дать скидку к цене на газ [регулируется ФСТ], сэкономив, к примеру, на транспортных услугах «Газпрома»», – рассказал господин Голубев на международном форуме «Газ России 2014». Так, средняя цена газа у монополии составляет 3,4 тысяч рублей за 1000 кубометров, что на 5-10% выше предложения в частном секторе: у ОАО «Роснефть» – 3 тысячи рублей за 1000 кубометров, ОАО «НОВАТЭК» – 3,2 тысяч рублей (по итогам 2013 года).

Чтобы компенсировать потери на внутреннем рынке, «Газпром» предлагает независимым поставщикам взять на себя часть затрат по газификации регионов. «Проблемная ситуация возникает, когда независимые поставщики занимают целые регионы, а они, в свою очередь, требуют, чтобы «Газпром» газифицировал территорию. Это, к примеру, Свердловская, Челябинская и Костромская области. Возникает вопрос: зачем нам развивать газификацию в регионах, куда мы не поставляем газ? Эти затраты должны учитываться либо в тарифах на транспортировку, либо надо создавать другие механизмы», – говорит господин Голубев. Он отмечает, что только в этом году «Газпром» выделил 28,8 млрд рублей на строительство межпоселковых газопроводов, еще большую сумму за это заплатят региональные власти.

Участники рынка согласны, что «Газпром» не должен один строить инфраструктуру в условиях конкурентной борьбы за потребителя. «Население, несмотря на кризис, это платежный сегмент рынка и более того – он всегда будет потреблять газ в виде топлива для своих домохозяйств и в виде тепла через ТЭЦ и котельные, которые находятся в регионе. Соответственно борьба за потребителя идет со стороны независимых компаний, и не понятно, почему один «Газпром» должен нести ответственность за строительство газораспределительных сетей», – говорит гендиректор ООО «Балтгазбункер» Кирилл Лятс.

Однако, по словам господина Лятса, чтобы частному бизнесу было выгодно этим заниматься, требуется демонополизация рынка, в том числе за счет отчуждения региональных сетей от «Газпром Межрегионгаз» (занимает монопольное положение с 1990-х годов). «Сейчас положение независимых поставщиков на рынке иждивенческое – они не идут в локальные сети, потому что их могут в любой момент отнять. С другой стороны, для частных компаний это более привлекательный бизнес, чем для «Газпрома», который нацелен на более масштабные проекты. К примеру, его 28 млрд рублей инвествложений в поселковые сети окупятся через тариф в течение полутора лет. Для монополии – это незначительная сумма, а для маленьких компаний – запредельная. Тем более, есть тарифная поддержка – на строительство сетей можно привлекать кредиты в госбанках», – заключает он.

ПРЕДЫДУЩАЯ НОВОСТЬ
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
Статьи
Петербургская биржа наращивает продажу газа
Алексей Кириченко
16-12-2014
Новости
Все новости

Интервью
Автомобилистам
"Татнефть" открыла электрозаправку в Казани
"Татнефть" открыла электрозаправку в Казани
27-05-2016

Инновационная АЗС начала работу в технополисе "Химград"

"Лукойл" стал поставщиком масел для MAN
"Лукойл" стал поставщиком масел для MAN
25-03-2016

Поставки смазочных материалов ЛУКОЙЛ для ведущего немецкого производителя грузовых автомобилей и автобусов будут осуществляться дочерним компаниям MAN, а также их партнерским сервисным центрам.

"Татнефть" заправит автобусы Петербурга
"Татнефть" заправит автобусы Петербурга
22-03-2016

Балтийский филиал «Татнефть-АЗС-Запад» станет поставщиком топлива для крупнейшего питерского перевозчика

Цитаты

Нефтяное проклятие — это, в общем, то, что дает нам кусок хлеба. Не было бы этого нефтяного проклятия, где бы мы были?

Герман Греф
Инфографика
Все статьи

Авторизация